Вопрос-ответ

  # 25-003-492 от 21.01.2025, Марина Сергеевна
Вопрос:
Добрый день, проживаю на Кутузова в Красноярске.В нашем доме в последнее время перебои со светом происходят и скачки напряжения и из-за этого стала ломаться бытовая техника в квартире. Звоню в Энергосбыт, они ничего не знают, звоню в Россети такая же ситуация. А нам простым смертным что делать, как уберечь свою технику от скачков? Кто возместит? Куда жаловаться на них?
Ответ:
В Красноярском крае полномочия на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора), посредством организации и проведения проверок юридических лиц в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений такими лицами установленных требований жилищного законодательства отнесены к компетенции службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – служба).
Письменное обращение в службу можно направить почтой России по адресу: 660049,
г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, д. 33, офис 701, (телефон: 8 (391) 212-46-31, сайт: www.krasnadzor.ru), также можно направить электронное обращение в личном кабинете физического лица на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru) либо обратиться иным способом, позволяющим установить личность.
Дополнительно сообщаем, что согласно статье 1095 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина вследствие конструктивных или иных недостатков товара, работы или услуги подлежит возмещению продавцом или лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Для определения виновника ущерба, необходимо определить, кто является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению (лицо, осуществляющее снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме).
В соответствии со статьей 1098 Гражданского кодекса РФ продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Аналогичная правовая норма содержится в пункте 5 статьи 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, согласно которой изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце первом пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Учитывая, что урегулирование ситуации, связанной с возмещением ущерба стороной, причинившей вред имуществу относится к гражданско-правовому спору, разрешение ситуации осуществляется непосредственно между сторонами конфликта, либо при не достижении согласия путем передачи указанного спора на рассмотрение в судебные органы.
Такой вред может быть возмещен пострадавшему добровольно либо в судебном порядке по обращению пострадавшей стороны с соответствующим исковым заявлением в суд.
В случае досудебного урегулирования спора, потерпевшее лицо вправе обратиться к виновнику ущерба с претензией о добровольном исполнении требований по возмещению ущерба, с указанием конкретной суммы, подлежащей возмещению, которая может быть определена самостоятельно.
При отказе виновника ущерба в добровольном возмещении размера такого ущерба, потерпевшее лицо вправе передать спор на рассмотрение в суд для принудительного исполнения указанных требований.
К исковому заявлению прикладываются документы, подтверждающие установленный факт перепада напряжения в электросети и обосновывающие размер причиненного материального ущерба.
Факт перепада напряжения в электросети подтверждается соответствующим актом, составленным представителями организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом либо лицом, обеспечивающим поставку электрической энергии потребителям.
Кроме того подтверждением возникновения аварийной ситуации, связанной с перепадом электроэнергии, могут являться документы оформленные по результатам проверки контролирующими органами (Роспотребнадзором, службой).
При обращении в суд, документом, обосновывающим размер причиненного материального ущерба, является заключение (отчет) экспертной организации с определением рыночной стоимости ремонтно-восстановительных работ, оформленное по результатам проведения независимой оценки такого ущерба.
Для заключения договора о проведении оценки имущественного вреда необходимо обратиться в специализированную организацию, осуществляющую оценочную деятельность.
Таким образом, в случае утраты работоспособности электрических приборов вследствие перепада напряжения в электросети, для возмещения убытков, заявителю необходимо обратиться к исполнителю коммунальной услуги по электроснабжению, предъявив претензию о добровольном исполнении требований по возмещению расходов с указанием конкретной суммы ущерба.
При не достижении согласия, заявитель вправе обратиться в суд с иском о защите прав потребителей к исполнителю коммунальной услуги с требованием о возмещении причиненных убытков.
Дополнительно сообщаем, что за разъяснениями по вопросам, касающимся сферы ЖКХ, Вы можете обратиться в консультационно-правовой центр Красноярского края по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в рабочие дни с 9.00 до 20.00 по телефону 8-800-333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный).
   удалить вопрос
Вернуться в раздел

Решаем вместе
Столкнулись с проблемой? Сообщите о ней!