14 октября 2020

Аспекты перехода на фактические расчеты за отопление

Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края подготовлены разъяснения о начислении платы за отопление (часто задаваемые вопросы и ответы на них) для муниципальных образований края (г. Красноярск, г. Ачинск, г. Шарыпова, ЗАТО г. Зеленогорск, г. Сосновоборск), в отношении которых осуществлен переход на оплату за отопление по факту.

 

1. Как была рассчитана плата за отопление в сентябре этого года для домов без приборов учета тепловой энергии. С чем связано ее увеличение?

Жителям таких домов начисляют плату за отопление не по фактическим показаниям приборов, а по утвержденным нормативам потребления. Для каждой территории края нормативы устанавливаются индивидуально с учетом категории дома. При определении нормативов принимается во внимание ряд факторов:

климатические условия, такие как расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления, среднесуточная температура наружного воздуха и продолжительность отопительного периода;

конструктивные и технические параметры дома, такие как материал стен, этажность, год постройки. Учитывается суммарная площадь всех жилых и нежилых помещений, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (площади жилого дома). Кроме того, учитывается нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление дома, (необходимый для удовлетворения тепловых потребностей здания за отопительный период с учетом воздухообмена и дополнительных тепловыделений при нормируемых параметрах теплового и воздушного режимов помещений в нем). Его исходные значения дифференцируются с учетом этажности и года постройки многоквартирных или жилых домов.

Нормативы потребления отопления утверждены:
для г. Красноярска – постановление Правительства Красноярского края от 15.04.2014 №137-п;
для г. Ачинска, г. Шарыпова, ЗАТО г. Зеленогорска, г. Сосновоборска – постановление Правительства Красноярского края от 30.04.2015 № 217-п.

В связи с тем, что Правительством края 17 сентября 2019 года принято постановление № 478-п о переходе пяти городов (г. Красноярск, г. Ачинск, г. Шарыпово, ЗАТО г. Зеленогорск, г. Сосновоборск) с сентября этого года на оплату коммунальной услуги за отопление в течение отопительного сезона (с сентября по май) для жителей, оплачивающих по нормативу, изменился способ определения объема услуги.

До перехода на новый способ оплаты при начислении платы за тепло по нормативу к нему применялся коэффициент периодичности внесения потребителями платы, который «растягивал» утвержденный норматив потребления отопления на весь календарный год.

При переходе на оплату тепла только в отопительный сезон – в течение девяти месяцев такой коэффициент при начислении к нормативу уже не применяется.

Так, в платежных документах на оплату коммунальной услуги за отопление за сентябрь гражданам выставили счета за отопление исходя из утвержденных нормативов потребления, которые всегда в рамках законодательства рассчитываются на отопительный период. По этой причине граждане, оплачивающие тепло по нормативу, могли получить увеличенные суммы за отопление.

Несмотря на то, что отопительный сезон, если говорить о г. Красноярске, начался только с 23 сентября, при определении размера платы за отопление по нормативу не предусматривается возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги. При этом расчет нормативов потребления в рамках Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, производится с учетом количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных (то есть май и сентябрь). В результате при расчете платы за отопление за сентябрь применен утвержденный норматив потребления в полном объеме вне зависимости от даты начала отопительного периода. Напомним, что жители многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета и оплачивающих тепло по нормативу, в летние месяцы оплачивать услугу за отопление не будут.

 

2. Почему части жителей в платежном документе в графе «Услуги по отоплению» выставлен «0». Что это значит?

Речь идет о многоквартирных домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии.

В частности, по г. Красноярску дата начала отопительного периода (23 сентября) совпала с периодом снятия показаний приборов учета, определенным с 23-го по 25-е число каждого месяца.

По Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, обязанность снимать показания общедомового прибора учета возложена на исполнителей коммунальных услуг. К исполнителям могут относиться управляющие компании, ТСЖ, а также ресурсоснабжающие организации при наличии прямых договоров с гражданами.

Таким образом, объем потребления тепловой энергии с начала отопительного периода, захватывающего последнюю неделю сентября, будет учтен при снятии показаний в октябре.

 

3. Преимуществом при переходе на новый способ назывался отказ от корректировки в первом квартале, следующим за отчетным годом, которая формировалась как разница между фактом потребления и произведенным начислением. Какие корректировки ждут людей в 2021 году?

Начисление платы для домов с приборами учёта происходило из среднемесячных показаний приборов учета за прошлый год равными долями. В течение 8 месяцев текущего года расчёт объемов потребления был следующим: объём показаний за 2019 год делили на 12 и полученную сумму предъявляли к оплате каждый месяц, в том числе и в летние. И только с сентября начали предъявлять по факту. Управляющая компания в первом квартале 2021 года проведёт корректировку, то есть объемы, предъявленные за 8 месяцев (январь-август, когда мы ещё платили по 1/12) и 4 месяца (сентябрь-декабрь, когда мы начала платить по факту) и отнимет их от показаний прибора учета за 2020 год. Иначе можно сказать: в первом квартале 2021 года управляющая организация подведёт итог гигакалорий – сколько начислено и сколько показал прибор по факту, затем сделает корректировку.

Те граждане, у кого на доме не установлены приборы учета, в течение первых восьми месяцев года получали платежки с суммой за услугу по теплу, рассчитанной из норматива, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.04.2014 № 137-п (для г. Красноярска), с применением коэффициента периодичности платежа, который «растягивал» платеж на все 12 месяцев года. При переходе на способ оплаты только в течение отопительного периода с сентября жителям домов, которые не оборудованы приборами учета, плата за тепло будет начисляться только исходя из норматива без применения коэффициента периодичности. В первом квартале 2021 года жителям таких домов также будет проведена корректировка и возвращена разница, оплаченная ранее. Корректировкой определяется разница между платой, определенной исходя из установленного норматива, и платой, которая была фактически предъявлена жителям за 2020 год.

Данная корректировка станет последней для пяти территорий, где был изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению.

 

4. Ранее называли в качестве критерия перехода на оплату по фактическим показателям высокую оснащенность многоквартирных домов приборами учета. Какой процент обеспеченности приборами на пяти территориях, которые перешли на новый способ? Что дает наличие прибора?

Действительно, одним из условий принятия решения был уровень оснащенности многоквартирных домов на территории общедомовыми приборами учета более 50%

Так, в г. Красноярске по состоянию на 1 октября 2019 года, когда принималось решение об изменении способа оплаты, многоквартирные дома были обеспечены приборами учета тепловой энергии на 70 %.

В г. Ачинске этот показатель составлял 73%, в г. Шарыпове – 89%, в ЗАТО г. Зеленогорске – 70% и г. Сосновоборске  – 100%.

Оплата по фактическим показаниям приборов учета позволит избежать корректировок платы с 2021 года.

Кроме того, оплата по факту создает стимул собственникам более сознательно относиться к потребляемому ресурсу, быть заинтересованными в его экономии, во избежание «перетопов» активно взаимодействовать с управляющей компанией по вопросам корректировки объемов потребления тепла на доме.

 

5. Кто ответственен за исправность общедомового прибора учета и корректность передаваемых данных по объему потребления дома в адрес ресурсоснабжающих компаний? В какие даты управляющая компания снимает показания приборов?

Ответственность за работоспособность общедомового прибора учёта, а также корректность передаваемых показаний потребления коммунального ресурса для ресурсоснабжающей организации несёт управляющая компания. Показания передают с 23-го по 25-е число каждого месяца.

 

6. Как обычный житель может проконтролировать достоверность передаваемых объемов потребления общедомового прибора учета в ресурсоснабжающую организацию?

Для этого должен быть журнал учета показаний общедомовых приборов учета. Любой собственник жилого помещения в многоквартирном доме имеет право проконтролировать достоверность передаваемых показаний прибора, обратившись в управляющую компанию. Управляющая компания в течение одного рабочего дня со дня обращения обязана ознакомить жителя со сведениями о показаниях общедомового прибора учёта. Более того, жители также вправе участвовать в процессе фиксации показаний прибора совместно с представителями УК.

 

7. Как действовать жителям необорудованных приборами учета многоквартирных домов, если они захотят установить прибор учета? Разъясните механизм принятия такого решения. Назовите приблизительную стоимость приобретения и установки такого прибора. Все ли необорудованные дома имеют техническую возможность для установки? Решается ли вопрос установки приборов при проведении капитального ремонта систем отопления и горячего водоснабжения на доме?

Не во всех многоквартирных домах имеется техническая возможность установки общедомового прибора учёта. Критерии технической возможности установки прибора регламентируются приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр.

В домах, которые не оборудованы общедомовыми приборами учёта, их установка предусмотрена в рамках капитального ремонта, в частности, капремонта системы теплоснабжения.

Если собственники захотят установить общедомовой прибор учёта ранее срока проведения капремонта, то необходимо принять решение на общем собрании, оформить его протоколом и обратиться в управляющую организацию для его исполнения.

Кроме того, в рамках законодательства собственники могут установить общедомовой прибор учета через организации, чьи сети присоединены к сетям многоквартирного дома и которые поставляют коммунальный ресурс. В таком случае заключается договор, определяющий условия оплаты приобретения и установки прибора учета.

Ориентировочная стоимость установки общедомового прибора учета в многоквартирном доме составляет 200 тыс. рублей. Фактическая стоимость определяется в индивидуальном порядке и зависит от общей площади многоквартирного дома, количества вводов системы теплоснабжения в здание, количества квартир, а также прочих технических, технологических процессов.

 

8. Как конкретный житель, проживающий в многоквартирном доме с прибором учета, может влиять на общий объем потребления дома? Что нужно делать для экономии у себя в квартире и на площадях общего имущества дома?

Для сокращения потребления тепловой энергии собственникам следует соблюдать меры по энергосбережению в жилом помещении (в частности утепление окон и дверных заполнений, регулировка системы вентиляции). Оперативно направлять заявки в управляющую организацию о неисправности оконных и дверных заполнений в местах общего пользования.

Кроме того, собственники могут проводить мероприятия, направленные на уменьшение потерь тепла в рамках текущих ремонтов общего имущества (в которых могут быть применены различные решения, как дорогостоящие, так недорогие). Устройство двойных тамбуров, монтаж автоматических доводчиков на входных дверях в подъездах и подвалах, замена старых оконных рам на стеклопакеты. Это позволит уменьшить потери нагретого воздуха из подъезда, а также снизить теплопередачу внутренних ограждающих конструкций (передачу тепловой энергии через стены от воздуха в жилых помещениях к воздуху в помещениях общего пользования).

 

9. Кто должен заниматься вопросами терморегуляции, если дом не новый и на нем нет автоматического датчика температуры воздуха?

Регулирование температурного режима в многоквартирном доме, необорудованном общедомовым прибором учёта и автоматическим погодным регулятором, обеспечивает управляющая компания либо лица, ответственные за содержание общего имущества в доме.

 

10. Если в доме намеренно создаются «перетопы» и очень жарко, не помогают ни перекрытые батареи, ни открытые окна, то куда обращаться жителям с жалобой?

Требования к качеству оказания коммунальной услуги по отоплению установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Нормативное значение температуры воздуха в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах – +22°C). Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4°C, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3°C. Любое отклонение свыше 4°C в сторону повышения или понижения считается некачественно предоставленной услугой.

При составлении соответствующих актов, фиксирующих нарушение предоставления коммунальной услуги, исполнитель услуг обязан произвести перерасчет размера платы и уменьшить начисленную сумму.

В случае отклонений от допустимых температурных значений необходимо обращаться в УК для выяснения и устранения причин.

 

11. Можно жить по старой схеме оплаты за отопление – равными долями в течение всего календарного года, а не в отопительный период? Платить впрок?

Если потребитель решает, что будет продолжать оплату за отопление по 1/12 в течение всего года несмотря не изменение способа оплаты за коммунальную услугу по отоплению, то он, безусловно, нарушит законодательство, так как он не оплатит фактические объемы потребления в холодных месяцах.

 

12. При холодной зиме рост платы за отопление может быть очень серьезным. Как быть жителям, которые не смогут рассчитаться за один раз?

По Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, возможность рассрочки платежа существует. Это возможно в том случае, если начисленный потребителю размер платы за коммунальную услугу, в том числе и за отопление, превысит более чем на 25% размер платы за эту услугу за аналогичный расчетный период прошлого года.

 

13. Есть на территории края постоянно действующая горячая линия поддержки по вопросам ЖКХ для жителей?

За разъяснениями по вопросам оказания услуг ЖКХ граждане могут обращаться в консультационно-правовой центр Красноярского края по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в рабочие дни с 9.00 до 20.00:

по телефонам: 8-800-333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный); 8(391)273-03-00 (для жителей Красноярска);

через online-консультант и в рубрике «Вопрос-ответ» на сайте gkh24.ru.