15 апреля 2024

О ликвидации несанкционированных свалок

В РФ есть земельные участки, на которые не оформлены права частной собственности. На таких земельных участках нередко появляются стихийные свалки. Органы власти не всегда реагируют на жалобы подобного рода в связи с чем, мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок не проводятся.

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос об источнике финансирования работ по ликвидации свалок.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» (далее – Постановление Конституционного Суда РФ № 27-П) отмечено следующее:

принцип единства системы публичной власти состоит в равном участии всех трех уровней власти в организационных и финансовых вопросах. При этом Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) не определяет конкретные обязанности городских поселений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) не содержит нормы, обязывающие органы местного самоуправления вывозить мусор с государственных земель, собственность на которые не зарегистрирована;

на муниципальные органы власти законодательно также не возложена обязанность по ликвидации свалок. При этом на практике судебные органы обязывают их устранять несанкционированные свалки на таких территориях;

действующие нормативно-правовые акты четко не определяют объем полномочий органов публичной власти по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципалитетов, собственность на которые не оформлена.

 

Конституционный Суд РФ заключил, что:

система обращения с ТКО в России соответствует Конституции РФ, но действующие нормы не учитывают спорные земли;

согласно нормативно-правовым актам муниципальные власти должны отвечать за уборку мусора даже тогда, когда свалка на их территории образовалась из-за жителей близлежащих поселений;

в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено, что у городских поселений и муниципальных районов есть доход от продажи и аренды неразграниченных земель. Они могут использовать эти средства для ликвидации несанкционированных свалок. Однако на практике эти доходы малы и не покрывают расходы на обращение с ТКО, а федеральные программы по софинансированию направлены в основном на ликвидацию свалок у крупных городов;

полное возложение ответственности на муниципалитеты за ликвидацию несанкционированных свалок противоречит Конституции РФ.

 

Конституционный Суд РФ признал наличие правового дисбаланса и поручил:

законодателям – внести изменения в действующие нормативно-правовые акты и определить источники финансирования для ликвидации незаконных свалок, которые расположены на неразграниченных землях и на территориях, относящихся к государственной собственности;

органам местного самоуправления – обратиться за компенсацией средств из региональных или федеральных бюджетов, если ранее они за счет своих бюджетов устранили несанкционированные места накопления ТКО.

 

Во исполнение требований Постановления Конституционного Суда РФ № 27-П разработан проект Федерального закона РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», отдельные законодательные акты Российской Федерации и  признании утратившей силу статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части регулирования порядка ликвидации несанкционированных свалок отходов» (ID проекта: 141130), положениями которого предлагается внести, в том числе следующие положения в Федеральные законы № 7-ФЗ и № 89-ФЗ, а также Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

• Несанкционированная свалка отходов – территория, площадью более 10 кв. м, используемая вследствие неправомерных действий физических и юридических лиц с нарушением установленных требований в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами и требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия, для размещения отходов производства и потребления (в том числе ТКО), объем которых превышает 5 куб. м,  и не относящаяся к объектам накопленного вреда окружающей среде.

 

• К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе установление порядка выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов, а также их выявление и ликвидация на земельных участках на территории субъекта РФ, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

 

• К вопросам местного значения муниципальных образований относится выявление и ликвидация несанкционированных свалок отходов на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах территории муниципальных образований.

 

• К вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится выявление и ликвидация несанкционированных свалок отходов на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах территории муниципального образования.

 

• К вопросам местного значения муниципального района, муниципального, городского округа относится, в том числе организация мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов.

 

 

!!! В настоящее время проводится публичное обсуждение текста проекта Федерального закона РФ, а также независимая антикоррупционная экспертиза.


Решаем вместе
Столкнулись с проблемой? Сообщите о ней!