28 Февраля 2023

О разъяснениях Минстроя России по вопросам начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания, работы приборов учета и иным вопросам

Минстроем России в письме от 22.02.2023 № 5220-ОГ «О рассмотрении обращения» представлены, в том числе разъяснения по следующим вопросам.

 

1. О начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные ресурсы на содержание).

 

 

• Собственники помещений в многоквартирном доме, являясь одновременно собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на общее имущество в доме, несут обязанность по оплате коммунальных ресурсов на содержание в составе платы за содержание жилого помещения в порядке и размере, определенных жилищным законодательством (ч. 1. ст. 158, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).

 

• Размер платы за коммунальные ресурсы на содержание отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов (п. 29(4) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

 

• В стоимости иных услуг и работ, указанных в платежном документе, стоимость коммунальных ресурсов на содержание не учитывается.

 

• Во всех случаях фактически потребленные объемы коммунальных ресурсов на содержание оплачиваются собственниками помещений:

либо путем оплаты нормативных или среднемесячных объемов с проведением последующего перерасчета до фактически потребленного объема;

либо путем оплаты фактического объема коммунальных ресурсов на содержание, определенного по показаниям соответствующих приборов учета, непосредственно в расчетный период (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

 

• Положения об обязательности перерасчета объема коммунальных ресурсов на содержание при расчете исходя из нормативного или среднемесячного объема действуют с 10.08.2017, при этом порядок такого перерасчета до 01.09.2022 не был утвержден.

 

• Согласно положениям, устанавливающим порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы на содержание, вступившим в силу 01.09.2022, перерасчет производится по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы на содержание в течение I квартала года, следующего за расчетным годом (пп. «а» п. 29(3) Правил № 491).

 

• Периодом, за который осуществляется перерасчет платы за коммунальные ресурсы на содержание, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется (пп. «а» п. 29(3) Правил № 491).

 

• В I квартале 2023 года при проведении перерасчета учитывается объем коммунального ресурса, потребленного при использовании и содержании общего имущества в течение всего 2022 года. Далее указанный перерасчет производится:

в I квартале каждого года;

при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление;

при принятии на общем собрании собственников решения об определении размера расходов за коммунальные ресурсы на содержание исходя из фактического потребления (п. 29(3) Правил № 491).

 

 

 

2. О проверке приборов учета.

 

 

• Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу (п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

 

• В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки прибора потребителя вправе установить:

контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб;

пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора (п. 81(11) Правил № 354).

 

 Исполнителем коммунальных услуг может выступать:

ресурсоснабжающая организация – в случае принятия собственниками помещений соответствующего решения (пп. «а» п. 10 Правил № 354);

управляющая организация, ТСЖ или кооператив (пп. «б» п. 10 Правил № 354).

 

• Исполнитель коммунальных услуг обязан:

осуществлять мероприятия по снятию показаний общедомовых и индивидуальных прибора учета;

не реже 1 раза в год проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки;

осуществлять проверку состояния индивидуальных приборов учета в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (пп. «е(2)» п. 31, п. п. 82 – 84 Правил № 354).

 

 

3. Об обеспечении работоспособности приборов учета.

 

• Под самовольным пользованием системой водоснабжения или водоотведения понимается пользование этой системой при:

отсутствии соответствующего договора;

нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

 

• Самовольное пользование системой водоснабжения при отсутствии соответствующего договора характеризуется недобросовестным поведением абонента, вопреки требованиям действующего законодательства, использующего коммунальный ресурс без намерения заключить договор.

 

• Расчеты за потребленные энергоресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

 

• Обеспечение исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника) (ст. 539, ст. 543 ГК РФ, п. 145 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

 

• Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон № 102)).

 

• Использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается. Истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета (п. 2, 17 ст. 2, ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Закона № 102).

 

• Абонент, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям в течение всего периода после окончания срока поверки (п. 17 ст. 2 Закона № 102).

 

• Приборы учета считаются вышедшими из строя:

при наличии несанкционированного вмешательства в работу узла учета;

при нарушении контрольных пломб (п. 49 Правил № 776).

 

• Применительно к узлам учета, установленным в многоквартирном доме, для случаев выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета определение объема ресурса производится исходя из среднемесячного объема потребления (при работе прибора учета более 3 месяцев) либо из совокупного потребления коммунальной услуги всеми помещениями в доме (при работе прибора учета менее 3-х месяцев) (пп. «в(2)» п. 21 Правил № 124).

 

 

4. О раскрытии информации.

 

• Управляющая организация, ТСЖ кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), – любую информацию из установленного перечня информации, подлежащей раскрытию (наименование, адрес, контакты, режим работы организации; уведомления о работах, проверках, изменениях платы и т.п.; сведения о тарифах, нормативах и др.) (п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416), утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

 

• В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, ТСЖ или кооператива, раскрыта в необходимом объеме предусмотренным способом (на вывесках, досках объявлений, стендах, официальном сайте), и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, ТСЖ или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации (п. 34 Правил № 416).

 

• С 01.07.2019 лицензионным требованием является обеспечение свободного доступа к информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ (ст. 193 ЖК РФ). Аналогичный порядок размещения информации установлен в отношении ТСЖ и кооперативов.

 

• Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации:

об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;

об оказываемых услугах;

о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;

о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

 

• Правовое регулирование ГИС ЖКХ осуществляется Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209).

 

• Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п. п. 1, 2, 6, 7, 21 – 25, 28 – 33, 35 – 40 ч. 1 ст. 6 Закона № 209 (ч. 18 ст. 7 Закона № 209).

 

• Лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами п.п. 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 ч. 1 ст. 6 Закона № 209 (ч. 19 ст. 7 Закона № 209).

 

• Совместным приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 утверждены Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ (далее – Приказ № 74/114/пр).

 

• Разделом 10 Приказа № 74/114/пр определен перечень информации, подлежащий обязательному размещению в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, ТСЖ, кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

 

• Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, утверждены совместным приказом Минсвязи России и Минстроя России от 28.12.2015 № 589/944/пр «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней».

 

• Контроль за размещением информации в ГИС ЖКХ осуществляют органы государственного жилищного надзора.

 


Решаем вместе
Столкнулись с проблемой? Сообщите о ней!