Об обеспечении управляющей организацией работы аварийно-диспетчерской службы
Минстроем России в письме от 14.10.2024 № 26746-ОГ/00 «О порядке уведомления аварийно-диспетчерской службы при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги» представлены, в том числе следующие разъяснения по вопросу обеспечения управляющей организацией работы аварийно-диспетчерской службы (далее – АДС).
➢ Организация, осуществляющая поставки ресурсов (далее – РСО), необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД) и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).
➢ Управление МКД должно обеспечивать:
благоприятные и безопасные условия проживания граждан;
надлежащее содержание общего имущества в МКД;
решение вопросов пользования указанным имуществом;
предоставление коммунальных услуг гражданам;
постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
➢ Лицо, осуществляющее управление МКД, обязано:
принимать от собственников (нанимателей) помещений в МКД обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги;
взаимодействовать с РСО при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений (п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).
➢ Таким образом:
лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества коммунальных услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри МКД в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций;
РСО отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
➢ Управляющая организация должна создать круглосуточную АДС для:
повседневного контроля за работой внутридомовых инженерных систем дома;
контроля качества коммунальных ресурсов;
круглосуточной регистрации и контроля выполнения в установленные сроки заявок потребителей по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД;
устранения неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнения иных обязательств, предусмотренных договором управления МКД;
принятия оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения (п. 9, 10, 12, 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416).
➢ АДС обеспечивает, в том числе:
локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;
ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;
подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством РФ продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;
устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения (п. 13 Правил № 416).
➢ Собственник (пользователь) помещения в МКД должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки (п. 13 Правил № 416).
➢ В случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления АДС также информирует ОМС, на территории которого расположен МКД, о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения (п. 13 Правил № 416).
➢ Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю (п. 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170)).
➢ Порядок приема заявок урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
➢ При поступлении сигналов об аварии или повреждении внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей, систем газоснабжения и внутридомового газового оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, АДС сообщает об этом в аварийные службы соответствующих РСО и устраняет такие аварии и повреждения самостоятельно либо с привлечением указанных служб, а в случаях, когда законодательством РФ предусмотрены специальные требования к осуществлению РСО деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, АДС сообщает об этом в аварийные службы соответствующих РСО и контролирует устранение ими таких аварий и повреждений (п. 14 Правил № 416).
➢ Управляющая организация обязана принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, даже если эти коммунальные услуги предоставляются собственникам по прямому договору. Работник АДС должен немедленно после получения сообщения уведомить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки (пп. «в» п. 31(1) Правил № 354).
➢ Управляющая организация обязана обеспечить осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями Правил № 416 и Правил № 354.
➢ Указанные требования распространяются исключительно на лицензионную деятельность, следовательно:
обеспечение работы АДС – это обязанность управляющей организации;
нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, что может повлечь для организации, осуществляющей деятельность по управлению МКД, административную ответственность.
➢ Из вышеизложенного следует, что:
организация АДС – это лицензионное требование, а значит, такая обязанность относится к деятельности управляющей организации;
для РСО создание АДС не является обязательным требованием.