7 апреля 2025

О запрете навязывания потребителю дополнительных услуг

Анализ поступающих в Роспотребнадзор обращений потребителей показал, что наблюдается рост жалоб граждан, в том числе на взимание
с собственников многоквартирного дома платы за оказание услуг,
не относящихся к жилищно-коммунальным услугам (консьерж, кабельное телевидение и т.п.).

Как следует из большинства поступающих обращений граждан в платежных документах (квитанциях) на оплату жилищно-коммунальных услуг помимо строк об оплате основных услуг включаются строки об оплате дополнительных услуг, при этом отдельные договоры с потребителями на предоставление таких дополнительных услуг не заключаются, согласие потребителей на их оказание исполнителем не получается.

Потребители (собственники жилых помещений в многоквартирном доме), в частности, относящиеся к социально уязвимой категории граждан (пенсионеры, инвалиды.), зачастую добросовестно производя оплату по представленному исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, РСО) платежному документу, заблуждаются относительно оплаты исключительно жилищно-коммунальных услуг, так как техническая возможность выбора оплаты потребителем конкретных услуг (только жилищно-коммунальных или дополнительных), а также выбор исполнителей таких услуг, как правило, в принципе отсутствует.

Данный факт способствует возникновению:

несоблюдения закрепленного ст. 421 ГК РФ принципа свободы договора;

необеспечения эффективной защиты наиболее слабой стороны в обязательстве – потребителя.

 

В целях урегулирования вопроса, связанного с совершением хозяйствующими субъектами (в том числе управляющими организациями, ТСЖ, РСО) фактических действий, направленных на причинение потребителю имущественного ущерба, принят Федеральный закон от 07.04.2025 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), положениями которого вносятся следующие изменения в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребители).

 

➢ Продажа дополнительных услуг за отдельную плату осуществляется исполнителем исключительно с согласия потребителя.

 

➢ Потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной денежной суммы за проданные без его согласия дополнительные услуги.

 

➢ Запрещается навязывание потребителю дополнительных услуг за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных услуг приобрести дополнительные услуги или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных услуг, если иное не предусмотрено законом.

 

➢ Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных дополнительных услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной денежной суммы.

 

➢ Требование потребителя о возврате уплаченной за навязанные дополнительные услуги или приобретенные без его согласия, оказанные дополнительные услуги, денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня предъявления указанного требования.

 

➢ Согласие потребителя на оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом.

Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.

 

➢ Проставление исполнителем автоматических отметок о согласии потребителя на оказание дополнительных услуг или выражение исполнителем за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование исполнителем условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на оказание дополнительных услуг, не допускается.

 

!!! Положения, внесенные Федеральным законом № 69-ФЗ в Закон о защите прав потребителей, вступают в силу с 01.09.2025.


Решаем вместе
Столкнулись с проблемой? Сообщите о ней!