О запрете навязывания потребителю дополнительных услуг
Анализ поступающих в Роспотребнадзор обращений потребителей показал, что наблюдается рост жалоб граждан, в том числе на взимание
с собственников многоквартирного дома платы за оказание услуг,
не относящихся к жилищно-коммунальным услугам (консьерж, кабельное телевидение и т.п.).
Как следует из большинства поступающих обращений граждан в платежных документах (квитанциях) на оплату жилищно-коммунальных услуг помимо строк об оплате основных услуг включаются строки об оплате дополнительных услуг, при этом отдельные договоры с потребителями на предоставление таких дополнительных услуг не заключаются, согласие потребителей на их оказание исполнителем не получается.
Потребители (собственники жилых помещений в многоквартирном доме), в частности, относящиеся к социально уязвимой категории граждан (пенсионеры, инвалиды.), зачастую добросовестно производя оплату по представленному исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, РСО) платежному документу, заблуждаются относительно оплаты исключительно жилищно-коммунальных услуг, так как техническая возможность выбора оплаты потребителем конкретных услуг (только жилищно-коммунальных или дополнительных), а также выбор исполнителей таких услуг, как правило, в принципе отсутствует.
Данный факт способствует возникновению:
несоблюдения закрепленного ст. 421 ГК РФ принципа свободы договора;
необеспечения эффективной защиты наиболее слабой стороны в обязательстве – потребителя.
В целях урегулирования вопроса, связанного с совершением хозяйствующими субъектами (в том числе управляющими организациями, ТСЖ, РСО) фактических действий, направленных на причинение потребителю имущественного ущерба, принят Федеральный закон от 07.04.2025 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), положениями которого вносятся следующие изменения в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребители).
➢ Продажа дополнительных услуг за отдельную плату осуществляется исполнителем исключительно с согласия потребителя.
➢ Потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной денежной суммы за проданные без его согласия дополнительные услуги.
➢ Запрещается навязывание потребителю дополнительных услуг за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных услуг приобрести дополнительные услуги или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных услуг, если иное не предусмотрено законом.
➢ Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных дополнительных услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной денежной суммы.
➢ Требование потребителя о возврате уплаченной за навязанные дополнительные услуги или приобретенные без его согласия, оказанные дополнительные услуги, денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня предъявления указанного требования.
➢ Согласие потребителя на оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.
➢ Проставление исполнителем автоматических отметок о согласии потребителя на оказание дополнительных услуг или выражение исполнителем за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование исполнителем условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на оказание дополнительных услуг, не допускается.
!!! Положения, внесенные Федеральным законом № 69-ФЗ в Закон о защите прав потребителей, вступают в силу с 01.09.2025.