О надлежащем содержании общего имущества МКД
Минстроем России в письме от 06.11.2025 № 30829-ОГ/00 «О вопросах управления многоквартирным домом и обслуживания жилищного фонда» представлены, в том числе разъяснения по следующим вопросам.
По вопросу обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД).
➢ Управляющая организация в соответствии с договором управления МКД:
по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ);
отвечает перед собственниками за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества МКД (ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
➢ Перечень работ по содержанию общего имущества в МКД определяется договором управления МКД (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
➢ Объем, качество, периодичность каждой из работ и услуг, необходимых для содержания общего имущества МКД, должны отвечать требованиям Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (далее – Минимальный перечень), утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
➢ Состав перечня работ и услуг определяется в зависимости от особенностей конкретного дома: от конструктивных элементов, от наличия и состава инженерных систем, от наличия земельного участка, а также от природно-климатических условий, в которых расположен дом (п. 3 Минимального перечня).
➢ Перечень работ, определенный в договоре управления МКД, не может быть уменьшен по сравнению с перечнем работ, установленным Минимальным перечнем.
➢ Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений (позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в определении от 17.10.2016 № 301-КГ16-14454).
➢ В договоре управления МКД должны быть указаны в числе прочего:
состав общего имущества МКД, в отношении которого будет осуществляться управление;
перечень работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
порядок изменения такого перечня;
порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
порядок внесения такой платы (п. п. 1 – 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
В перечень услуг и работ могут быть внесены услуги и работы, не включенные в Минимальный перечень, которые должны быть предусмотрены договором.
➢ Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании:
перечень услуг и работ;
условия оказания и выполнения услуг и работ;
размер финансирования услуг, работ (п. 17 Правил № 491).
➢ Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД (п. 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
➢ Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила № 170), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.10.2003 № 170, которые содержат, в том числе, условия по содержанию и техническому обслуживанию дома.
Правила № 170 применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.
По вопросу уборки мест общего пользования в МКД
➢ Содержание общего имущества МКД включает в себя, в том числе:
а) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования в МКД:
сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
мытье окон, очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов), проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в МКД;
б) уборку мест придомовой территории (в том числе дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке);
в) уход за зелеными насаждениями (п. 11 Правил № 491, п. 1.8 Правил № 170, п. 23 Минимального перечня).
➢ Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном Правилами № 170 порядке.
Так, при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем:
сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен – не менее двух раз в год;
мокрую уборку всех поверхностей необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7 Правил № 170).
➢ Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку (п. 4.4.1 Правил № 170);
регулярную уборку лестничных клеток: обметание окон, подоконников, отопительных приборов – не реже 1 раза в 5 дней; стены – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц (п. 4.8.14 Правил № 170).
➢ Структура, состав работ и услуг, нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества в МКД разъяснены и конкретизированы в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденном Госстроем России (далее – Методическое пособие).
➢ Согласно пп. «д» п. 1 приложения № 1 к Методическому пособию в перечень работ, входящих в плату за содержание жилья, включена санитарная уборка жилищного фонда:
ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей;
еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа;
ежедневное влажное подметание мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов;
ежедневное мытье пола кабины лифта;
ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей;
ежегодное (весной) мытье окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков, слаботочных устройств, почтовых ящиков.
➢ Исходя из системного толкования совокупности приведенных положений, уровень состояния МКД, которого необходимо поддерживать за счет средств собственников помещений в данном доме силами управляющих организаций, установлен законодательно. Поэтому все работы, предусмотренные в Правилах № 491, № 170 и Минимальным перечнем, в части не противоречащей действующему законодательству, должны выполняться управляющей организацией в обязательном порядке.
➢ Вышеназванными правовыми актами установлена:
обязательность уборки мест общего пользования, их санитарного содержания;
периодичность работ по санитарной уборке жилищного фонда, которая не зависит от времени года и погодных условий.
➢ Если периодичность уборки мест общего пользования не утверждена договором управления, то следует придерживаться законодательно установленных норм.
➢ В связи с отнесением работ по санитарной уборке жилищного фонда к Минимальному перечню, их выполнение является обязательным при осуществлении деятельности по управлению МКД и не требует дополнительного согласования на общем собрании собственников помещений.
Указание управляющей организации на отсутствие предусмотренных расходов для выполнения таких работ в составе платы за содержание общего имущества является несостоятельным и не освобождает данное лицо от исполнения обязанности с учетом установленной периодичности вида работ.
➢ Надзор за соблюдением юридическими лицами, ИП и гражданами обязательных требований жилищного законодательства осуществляет орган государственного жилищного надзора в соответствии со ст. 20 ЖК РФ.
По фактам нарушения требований действующего законодательства потребителям услуг необходимо обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (органы государственного жилищного надзора).





