Вопрос-ответ
# 23-003-102 от 25.10.2023 Вакуленко Андрей Борисович
Вопрос:
Здравствуйте. Я недавно узнал, что СГК заставили управляющую заменить сопло на системе теплоснабжения на меньшее по диаметру, собственно, скорее всего из-за этого у нас и были перебои с теплом прошлой зимой. Отсюда у меня появился и такой вопрос, а вообще может СГК требовать производить такую замену сопла, ведь при строительстве рассчитывались параметры установленного оборудования, и не нужно ли проводить собрание собственников по этому вопросу или согласовывать, например, с администрацией, как при переустройстве?
Здравствуйте. Я недавно узнал, что СГК заставили управляющую заменить сопло на системе теплоснабжения на меньшее по диаметру, собственно, скорее всего из-за этого у нас и были перебои с теплом прошлой зимой. Отсюда у меня появился и такой вопрос, а вообще может СГК требовать производить такую замену сопла, ведь при строительстве рассчитывались параметры установленного оборудования, и не нужно ли проводить собрание собственников по этому вопросу или согласовывать, например, с администрацией, как при переустройстве?
Ответ:
Если расчетный диаметр сопла увеличивается вследствие коррозии или несогласованного с тепловиками сверления, то схема элеваторного узла отопления и отопительная система в целом может прийти в состояние разбалансированности. Радиаторы, которые установлены на нижних этажах, перегреются, а на верхних – недополучат тепло. Такая неисправность, которую претерпевает работа элеваторного узла отопления, устраняется заменой на новое сопло с расчетным диаметром.
В настоящее время большинство систем теплоснабжения подключены по элеваторной схеме. Однако, как показала практика, элеваторные узлы очень чувствительны к малейшим отклонениям расчётных параметров. В результате эффективность работы систем отопления не всегда является приемлемой, при нормальной температуре подающего теплоносителя в помещениях температура либо слишком занижена либо слишком завышена. Такой эффект может наблюдаться не только при неправильной настройке элеваторов, но большинство проблем возникает именно при расчётах водоструйного элеватора. Поэтому проектированию и вычислению элеваторного узла должно быть уделено должное внимание с измерением фактических параметров системы теплоснабжения и внутридомовой системы отопления.
Для расчёта диаметра сопла и номера элеватора необходимо иметь технические условия, которые выдает ресурсоснабжающая организация, а работы по замене сопла осуществляются непосредственно управляющей организацией.
В соответствии с пунктами 6.2.60 и 6.2.61. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила № 115), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов, для открытых систем теплоснабжения в отопительный период режимы разрабатываются при максимальном водоразборе из подающего и обратного трубопроводов и при отсутствии водоразбора.
Очередность сооружения новых магистралей и насосных станций, предусмотренных схемой теплоснабжения, определяется с учетом реального роста присоединяемой тепловой нагрузки, для чего в организации, эксплуатирующей тепловую сеть, разрабатываются гидравлические режимы системы теплоснабжения на ближайшие 3 - 5 лет.
Согласно пункту 9.3.25. Правил № 115 в процессе тепловых испытаний выполняется наладка и регулировка системы для:
- обеспечения в помещениях расчетных температур воздуха;
- распределения теплоносителя между теплопотребляющим оборудованием в соответствии с расчетными нагрузками;
- обеспечения надежности и безопасности эксплуатации;
- определения теплоаккумулирующей способности здания и теплозащитных свойств ограждающих конструкций.
Регулировку систем необходимо производить после выполнения всех разработанных мероприятий и устранения выявленных недостатков.
В процессе регулировки подготовленной водяной системы производится коррекция диаметров сопл элеваторов и дроссельных диафрагм, а также настройка автоматических регуляторов на основании измерения температуры воды в подающем и обратном трубопроводах, определяющих фактический режим работы налаживаемой системы или отдельного теплоприемника; в паровых системах - настройка регуляторов давления, установка дроссельных устройств, рассчитанных на гашение избыточного напора.
Учитывая вышеизложенное:
- установка (замена) сопла является обязательным ежегодным мероприятием по подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду;
- замена сопла осуществляется лицом, ответственным за надлежащее содержание системы отопления многоквартирного дома, в Вашем случае управляющей организацией на основании рекомендаций ресурсоснабжающей организации (без проведения общего собрания собственников помещений в доме);
- расчет диаметра сопла осуществляется ресурсоснабжающей организацией с учетом режима работы тепловых сетей на каждый отопительный период. Диаметр сопла рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 4.20 «СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов».
Обращаем внимание, что независимо от действий по уменьшению диаметра сопла, температура воздуха в жилых помещениях в отопительный период должна соответствовать параметрам, установленным нормами жилищного законодательства.
Так, в соответствии с приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, температура воздуха в жилых помещениях в холодный период года в районах наиболее холодной пятидневки должна соответствовать не ниже +20°С (в угловых комнатах не ниже +22°С).
Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4°С. Допустимое снижение нормативной температуры в жилом помещении:
в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3°С;
в дневное время суток (от 5.00 до 0.00 часов) – не допускается.
Отклонение параметров коммунальной услуги от установленных Правилами № 354 норм считается предоставлением такой услуги ненадлежащего качества.
Отмечаем, что на территории Красноярского края органом государственного жилищного надзора, уполномоченным на осуществление проверок в отношении юридических лиц, в том числе, соблюдение такими лицами требований законодательства к предоставлению коммунальных услуг, а также на принятие мер реагирования в случае выявления фактов нарушений требований жилищного законодательства, в соответствии с Положением о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п, является служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба).
Соответственно, с целью проведения проверки в части предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также принятия мер реагирования в случае выявления в результате такой проверки фактов нарушения действующего законодательства, Вы вправе обратиться в Службу (адрес: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, д. 33; телефон: 8(391) 212-46-31; сайт: www.krasnadzor.ru).
Обращаем внимание, что при направлении в надзорный орган обращения для проведения адресной проверки необходимо указывать точный адрес проживания, в отношении которого необходимо проведение проверочных мероприятий. Отсутствие в обращении указанных сведений не позволит надзорному органу провести адресную проверку, предметом которой будет являться выявление фактов, указанных в таком обращении.
Дополнительно сообщаем, что за разъяснениями по вопросам, касающимся сферы ЖКХ, Вы также можете обратиться в консультационно-правовой центр Красноярского края по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в рабочие дни с 9.00 до 20.00 по телефону: 8-800-333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный).
В настоящее время большинство систем теплоснабжения подключены по элеваторной схеме. Однако, как показала практика, элеваторные узлы очень чувствительны к малейшим отклонениям расчётных параметров. В результате эффективность работы систем отопления не всегда является приемлемой, при нормальной температуре подающего теплоносителя в помещениях температура либо слишком занижена либо слишком завышена. Такой эффект может наблюдаться не только при неправильной настройке элеваторов, но большинство проблем возникает именно при расчётах водоструйного элеватора. Поэтому проектированию и вычислению элеваторного узла должно быть уделено должное внимание с измерением фактических параметров системы теплоснабжения и внутридомовой системы отопления.
Для расчёта диаметра сопла и номера элеватора необходимо иметь технические условия, которые выдает ресурсоснабжающая организация, а работы по замене сопла осуществляются непосредственно управляющей организацией.
В соответствии с пунктами 6.2.60 и 6.2.61. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила № 115), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов, для открытых систем теплоснабжения в отопительный период режимы разрабатываются при максимальном водоразборе из подающего и обратного трубопроводов и при отсутствии водоразбора.
Очередность сооружения новых магистралей и насосных станций, предусмотренных схемой теплоснабжения, определяется с учетом реального роста присоединяемой тепловой нагрузки, для чего в организации, эксплуатирующей тепловую сеть, разрабатываются гидравлические режимы системы теплоснабжения на ближайшие 3 - 5 лет.
Согласно пункту 9.3.25. Правил № 115 в процессе тепловых испытаний выполняется наладка и регулировка системы для:
- обеспечения в помещениях расчетных температур воздуха;
- распределения теплоносителя между теплопотребляющим оборудованием в соответствии с расчетными нагрузками;
- обеспечения надежности и безопасности эксплуатации;
- определения теплоаккумулирующей способности здания и теплозащитных свойств ограждающих конструкций.
Регулировку систем необходимо производить после выполнения всех разработанных мероприятий и устранения выявленных недостатков.
В процессе регулировки подготовленной водяной системы производится коррекция диаметров сопл элеваторов и дроссельных диафрагм, а также настройка автоматических регуляторов на основании измерения температуры воды в подающем и обратном трубопроводах, определяющих фактический режим работы налаживаемой системы или отдельного теплоприемника; в паровых системах - настройка регуляторов давления, установка дроссельных устройств, рассчитанных на гашение избыточного напора.
Учитывая вышеизложенное:
- установка (замена) сопла является обязательным ежегодным мероприятием по подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду;
- замена сопла осуществляется лицом, ответственным за надлежащее содержание системы отопления многоквартирного дома, в Вашем случае управляющей организацией на основании рекомендаций ресурсоснабжающей организации (без проведения общего собрания собственников помещений в доме);
- расчет диаметра сопла осуществляется ресурсоснабжающей организацией с учетом режима работы тепловых сетей на каждый отопительный период. Диаметр сопла рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 4.20 «СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов».
Обращаем внимание, что независимо от действий по уменьшению диаметра сопла, температура воздуха в жилых помещениях в отопительный период должна соответствовать параметрам, установленным нормами жилищного законодательства.
Так, в соответствии с приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, температура воздуха в жилых помещениях в холодный период года в районах наиболее холодной пятидневки должна соответствовать не ниже +20°С (в угловых комнатах не ниже +22°С).
Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4°С. Допустимое снижение нормативной температуры в жилом помещении:
в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3°С;
в дневное время суток (от 5.00 до 0.00 часов) – не допускается.
Отклонение параметров коммунальной услуги от установленных Правилами № 354 норм считается предоставлением такой услуги ненадлежащего качества.
Отмечаем, что на территории Красноярского края органом государственного жилищного надзора, уполномоченным на осуществление проверок в отношении юридических лиц, в том числе, соблюдение такими лицами требований законодательства к предоставлению коммунальных услуг, а также на принятие мер реагирования в случае выявления фактов нарушений требований жилищного законодательства, в соответствии с Положением о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п, является служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба).
Соответственно, с целью проведения проверки в части предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также принятия мер реагирования в случае выявления в результате такой проверки фактов нарушения действующего законодательства, Вы вправе обратиться в Службу (адрес: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, д. 33; телефон: 8(391) 212-46-31; сайт: www.krasnadzor.ru).
Обращаем внимание, что при направлении в надзорный орган обращения для проведения адресной проверки необходимо указывать точный адрес проживания, в отношении которого необходимо проведение проверочных мероприятий. Отсутствие в обращении указанных сведений не позволит надзорному органу провести адресную проверку, предметом которой будет являться выявление фактов, указанных в таком обращении.
Дополнительно сообщаем, что за разъяснениями по вопросам, касающимся сферы ЖКХ, Вы также можете обратиться в консультационно-правовой центр Красноярского края по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в рабочие дни с 9.00 до 20.00 по телефону: 8-800-333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный).