26 мая 2020

В Государственную Думу РФ внесен законопроект о совершенствовании регулирования порядка предоставления коммунальных услуг РСО потребителям на основании «прямых» договоров

Депутатами Государственной Думы РФ подготовлен проект Федерального закона № 960730-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – проект Федерального закона № 960730-7), положениями которого предлагается, в том числе предусмотреть следующее.

 

  • Переход на «прямые» договоры только с даты, указанной в решении общего собрания собственников.

На практике возникают случаи, когда решение о переходе на «прямые» договоры общим собранием принято, а дата перехода не установлена. Для исключения случаев невозможности перехода на «прямые» договоры законопроектом предлагается в ЖК РФ внести положения о принятии общим собранием решения о дате заключения таких договоров одновременно с решением о переходе на «прямые» договоры, а также установить диспозитивное правило, устраняющее дефект отсутствия даты в решении общего собрания.

 

  • Установить срок, в течение которого должник (УК, ТСЖ) имеет право полностью погасить задолженность для предотвращения отказа РСО в одностороннем порядке от исполнения договора ресурсоснабжения без привязки к решениям судов.

 

  • Закрепить в ЖК РФ все моменты возникновения обязательств по «прямым» договорам.

Действующая редакция ЖК РФ устанавливает момент трансформации договоров ресурсоснабжения только для случаев расторжения в одностороннем порядке РСО с УК, ТСЖ и ЖСК. Для случаев принятия решений о переходе на «прямые» договоры на общих собраниях, а также «в силу закона» момент трансформации договоров ресурсоснабжения не установлен.

 

  • Стороны «прямого» договора не могут вносить изменения и дополнения в договор, заключаемый в соответствии с утвержденной формой типового договора.

Поскольку «прямые» договоры заключаются на условиях утвержденного Правительством РФ типового договора, соответственно внесение изменений и дополнений в условия типового договора невозможно. В противном случае «прямые» договоры будут заключаться в письменной форме отличной от условий типового договора. Кроме того, ЖК РФ не предусмотрена возможность утверждения решением общего собрания условий изменений типового договора.

 

  • Регулирование прав собственников помещений в МКД, в которых горячая вода подготавливается с использованием ИТП или крышных котельных, на заключение «прямых» договоров с РСО.

В настоящее время специальные правила, запрещающие или регулирующие заключение «прямых» договоров в таком случае, не определены. Это приводит к неоднородной правоприменительной и судебной практике в отношении возможности заключения в этих случаях «прямых» договоров.

 

  • Поручение Правительству РФ об установлении требований к качеству коммунальных ресурсов на границе общего имущества в МКД и внешних сетей инженерно-технического обеспечения МКД. 

В настоящее время параметры требований к качеству коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отсутствуют. Это приводит к тому, что параметры качества коммунальных ресурсов и услуг, устанавливаемые при заключении УК, ТСЖ, ЖСК договоров с РСО, отличаются и не обеспечивают выполнения параметров качества коммунальных услуг, установленных законодательством.

 

  • Установить место ответственности исполнителя коммунальных услуг за качество таких услуг.

Действующее жилищное законодательство устанавливает единые требования к исполнителям коммунальных услуг, независимо от применяемых схем договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг («прямые» или «непрямые» договоры). Требования к месту, в котором исполнитель отвечает за качество коммунальных услуг, в ЖК РФ не установлены. При этом ЖК РФ устанавливает границу ответственности за качество коммунальных ресурсов, приобретаемых УК, ТСЖ, ЖСК у РСО, которая не является требованием к месту, в котором исполнитель отвечает за качество коммунальных услуг.

 

21.05.2020 проект Федерального закона № 960730-7 внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Положениями проекта Федерального закона № 960730-7   предусмотрено, что указанный Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.