Часто задаваемые вопросы по капитальному ремонту (2014 год, часть 1)
У каждого строения есть свой срок эксплуатации до проведения капитального ремонта (межремонтный срок). В этот период для поддержания конструктивных элементов здания управляющие организации, товарищества собственников жилья (ЖК, ЖСК) осуществляют эксплуатацию здания, проводят текущие ремонты с целью поддержания здания в надлежащем состоянии и продления межремонтных периодов.
Проведение капитального ремонта относится к дорогостоящим работам, для накопления средств на него и введен новый платеж.
Взнос на капитальный ремонт – это обязательный платеж собственника помещения, который поступает в Фонд капитального ремонта многоквартирного дома. За счет аккумулируемых взносов собственники помещений в многоквартирном доме обеспечивают финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (крыши, фасада, внутридомовых инженерных сетей, подвала, лифтов) в соответствии с программой капитальных ремонтов (постановление Правительства Красноярского края 27.12.2013 № 709-п).
Если гражданин проживает в квартире по договору социального, коммерческого найма или иным основаниям, он не должен платить. В этом случае оплачивать взносы будет муниципалитет или иное ведомство, которому принадлежит помещение.
Так, для ремонта домов в одном городе, не могут быть использованы средства, собранные в другом.
ОАО «Красноярскэнергосбыт» на территории г. Ачинска, г. Дивногорска, г. Боготола, г. Бородино, г. Красноярска, г. Енисейска, г. Канска, г. Лесосибирска, г. Минусинска, г. Сосновоборска, ЗАТО г. Зеленогорска, ЗАТО г. Железногорск, г. Шарыпово, ЗАТО п. Солнечный, Абанского района, Ачинского района, Балахтинского района, Березовского района, Бирилюсского района, Боготольского района, Богучанского района, Большемуртинского района, Большеулуйского района, Дзержинского района, Емельяновского района, Енисейского района, Ермаковского района, Идринского района, Иланского района, Ирбейского района, Казачинского района, Канского района, Каратузского района, Кежемского района, Козульского района, Краснотуранского района, Курагинского района, Манского района, Минусинского района, Мотыгинского района, Назаровского района, Нижнеингашского района, Новоселовского района, поселка Кедровый, Партизанского района, Пировского района, Рыбинского района, Саянского района, Северо-Енисейского района, Сухобузимского района, Тасеевского района, Тюхтетского района, Ужурского района, Уярского района, Шарыповского района, Шушенского района;
ООО «ЕРКЦ» на территории г. Назарово;
ООО «СеверныйБыт» на территории г. Норильск;
ФГУП «Почта России» на территории Туруханского района, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Эвенкийского муниципального района.
В пунктах приема платежей оплата осуществляется без взимания комиссии.
Обращаем Ваше внимание, что при некоторых способах оплаты (как правило, через Интернет) с плательщика может взиматься комиссия.
В случае если в правоустанавливающем документе указана площадь с учетом балконов, собственник вправе предоставить к копии свидетельства о регистрации права копию технического паспорта на помещение, информация в котором будет содержать сведения о площади помещения и площади балкона (ов), которую необходимо исключить.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30.07.1997 № 145, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28.07.1997 г. № 30, статья 3594.
Если право собственности на недвижимое имущество возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то такое право признается юридически действительным даже в отсутствие государственной регистрации и собственник вправе распорядиться принадлежащей ему недвижимостью любым законным способом (в том числе путем отчуждения по договору купли-продажи). В этом случае государственная регистрация возникшего до введения в действие данного закона права на объект недвижимости проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимости (пункт 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации).
Подтверждение права собственности, возникшего до введения в действие рассматриваемого закона могут быть представлены свидетельства о праве на наследство, договоры купли-продажи, дарения, мены, вступившие в законную силу решения суда о признании права собственности на дом или на его часть, план дома, план земельного участка вместе с актом ввода дома в эксплуатацию и другие документы, имеющие значение для установления права собственности.
Таким образом, если в счете-квитанции не указано значение площади помещения — необходимо уточнить площадь для начисления взноса в базе регионального оператора (при наличии), если собственник подтверждает правильность указанного значения, то проводятся мероприятия по отражению размера площади для последующих начислений. Если гражданин не согласен с площадью, указанной в базе регионального оператора, то ему необходимо написать заявление об изменении размера площади с приложением копии правоустанавливающего документа. Указанные документы нужно предоставить в соответствующий центр обслуживания, адрес которого указан в квитанции.
Иначе, после поступления достоверной информации собственник получит квитанцию с начислением за несколько месяцев.
Изменения в платежном документе появятся либо в следующем месяце, либо через месяц, в зависимости от времени, когда будет предоставлена информация для корректировки (в начале текущего месяца или в конце).
При этом если с заявлением обратился не собственник, то корректировка площади помещения будет осуществлена только после дополнительной проверки, путем направления запроса в Росреестр и другие органы.
Таким образом, изменения в лицевой счет будут вноситься не по мере поступления заявления, а после проверки предоставленных данных.
Изменения в лицевой счет будут вноситься не по мере поступления заявления, а после проверки предоставленных данных. Таким образом, будет существовать временной промежуток, в течение которого Фонд будет использовать имеющиеся до проверки данные.
Обращаем внимание собственников, что полученные в собственность до 1998 года квартиры в базе Росреестра зачастую не значатся. В таком случае, собственникам жилья, приобретенного ими разными способами либо приватизированного до 1998 года, рекомендуется уточнять данные в стандартном порядке – путем предоставления оригиналов при личном посещении.
ОАО «Красноярскэнергосбыт» включает сведения о начислении взноса на капитальный ремонт, сумме задолженности, начисленных процентов за несвоевременную оплату в счета-квитанции по данным, предоставленным региональным оператором, доставляет их собственникам и осуществляет сбор взносов.
В счете-квитанции, помимо начислений за предоставленные ресурсы (услуги), отдельной строкой выделены сумма начисленного взноса на капитальный ремонт, сумма задолженности в случае неоплаты (неполной оплаты), сумма начисленных процентов (при несвоевременной или неполной оплате).
Соответственно, полностью оплачивая счет-квитанцию, в котором отдельной строкой выделен взнос на капитальный ремонт, собственник производит полную оплату и взноса на капитальный ремонт.
Собранные средства ОАО «Красноярскэнергосбыт» ежедневно перечисляет региональному оператору, а также передает сведения по поступившим платежам в разрезе квартир.
Региональным оператором средства аккумулируются на счете, открытом в Сбербанке России.
Собственник может уточнить информацию о поступлении платежа по телефонам, указанным на счете-квитанции, на абонентских участках, в межрайонных/районных отделениях.
Кроме того, гражданин может напрямую обратиться к региональному оператору за получением информации о том, поступила ли оплата по его помещению.
Льгота на оплату взноса на капитальный ремонт лицам, имеющим на это право, будет начислена автоматически. Данные будут передаваться в органы социальной защиты региональным оператором.
Размер льгот будет разным. Это связано с тем, что согласно законодательству одни категории льготников получают «скидку» на оплату жилищных услуг в 50% — на всю занимаемую площадь (квартиру), другие – 50%, но только на площадь в пределах социальной нормы, третьи имеют льготу в 30% и т.п.
Подробнее о категориях льготников и размере предоставляемых льгот можно узнать в органах социальной защиты населения (по месту жительства).
Кроме этого, жители, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги в целом составляет более 21% от совокупного дохода семьи, имеют право на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Для получения субсидии необходимо обратиться в органы социальной защиты населения (по месту жительства).
Проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, будет направлен в адрес каждого собственника в декабре 2014 года одновременно с направлением квитанции об уплате взносов на капитальный ремонт.
С текстом договора можно ознакомиться на сайте регионального оператора, раздел «Собственникам», пункт «Бланки документов», подпункт «Договоры, заключаемые с собственниками» (www.fondkr24.ru/documents/blanks/).
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность по уплате взноса не ставится в зависимость от подписания договора формирования фонда капитального ремонт.
Таким образом, в случае не внесения платы до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, автоматически приведет к начислению процентов за дни просрочки и на сумму задолженности по состоянию на 20-е число.
начисление процентов за несвоевременную оплату;
прекращение предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, если задолженность составляет более 2 месяцев.
Так, в части 3 статьи 158 ЖК РФ указано, что к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. В настоящее время, справка об отсутствии задолженности не является обязательным документом.
Таким образом, стороны должны самостоятельно договориться о предоставлении данных сведений. Справку об отсутствии задолженности выдает организация, которая производит начисление взноса на капитальный ремонт.Если дом формирует фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то данная справка предоставляется Региональным фондом КРМДКК.
Решение об изменении способа формирования фонда вступает в силу через 2 года после направления протокола региональному оператору.
Региональный оператор в течение 5 рабочих дней после вступления решения в силу (т.е. через 2 года) перечислит накопленные средства на специальный счет.
При это необходимо учитывать, что изменение способа формирования фонда возможно только после того, как собственники помещений данного дома погасят задолженность за выполненные работы на данном доме (погасят кредит и т.д.).
Законодательством предусмотрен строгий порядок расходования средств, собираемых по таким договорам. Для осуществления сбора ОАО «Красноярскэнергосбыт» открывает специальные расчетные счета Агента, списание с которых контролируется банком. Деньги, поступившие на специальный счет Агента, могут быть переведены только тому, для кого они собираются. Соответственно средства, оплаченные за капитальный ремонт, могут быть переведены и использованы только региональным оператором.
Денежные средства, поступившие от граждан в счет оплаты взноса за капитальный ремонт на специальный счет ОАО «Красноярскэнергосбыт», будет в ежедневном режиме перечисляться региональному оператору.
За комплекс действий, предусмотренных договором между региональным оператором и ОАО «Красноярскэнергосбыт», производится отдельная оплата, которая не взимается с граждан.
В соответствии с положениями части 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и (или) коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения).
Между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и Фондом заключен договор включающий себя обязанности первого по предпечатной подготовке, печати, доставке и сбору взносов на капитальный ремонт. При внесении платежа по единому документу собственнику помещения выдается чек, который подтверждает платеж по документу и учитывает общую сумму платежа.
Таким образом, получение собственником счета-квитанции, включающего в себя различные составляющие, относящиеся к обязательным платежам и входящие в утвержденную структуру платы за помещение, для осуществления полной оплаты производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Этажность многоквартирного дома |
Минимальный размер взноса,
руб./кв. м. в месяц |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
|
|||
многоквартирные дома до 2х этажей |
6,3 |
6,6 |
6,9 |
многоквартирные дома от3х этажей до 5-ти этажей |
6,0 |
6,3 |
6,6 |
многоквартирные дома с лифтами |
6,3 |
6,6 |
6,9 |
|
|||
многоквартирные дома до 2-х этажей |
7,3 |
7,7 |
8,0 |
многоквартирные дома от3х этажей до 5-ти этажей |
6,9 |
7,2 |
7,6 |
многоквартирные дома с лифтами |
7,3 |
7,7 |
8,0 |
|
|||
многоквартирные дома до 2-х этажей |
8,7 |
9,1 |
9,5 |
многоквартирные дома от3х этажей до 5-ти этажей |
8,3 |
8,7 |
9,1 |
многоквартирные дома с лифтами |
8,7 |
9,1 |
9,5 |
Обращаем внимание на то, что собственники на общем собрании могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт выше минимального размера, установленного Правительством Красноярского края.
Чтобы учесть изменение цен на материалы, услуги подрядных организаций размер взноса на каждый последующий год индексируется.
Так, например, если площадь жилого помещения составляет 31,2 кв. м при следующих условиях размер платы составит:
если помещение находится в двухэтажном многоквартирном доме в г. Красноярске при размере взноса 6,3 руб., ежемесячный платеж составит 196,56 руб.;
если помещение расположено в доме, оборудованном лифтом, такой платеж составит 196,56 руб.;
если помещение расположено в пятиэтажном доме без лифта в г. Красноярске, тогда платеж составит 187,2 руб.
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирного дома;
5) утепление и ремонт фасада;
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета;
7) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, может быть дополнен другими видами услуг и работ. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых иных услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Красноярского края, финансовые органы осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Также все вопросы по капитальному ремонту можно задавать в консультационно-правовом центре по вопросам ЖКХ по многоканальному номеру 8-800-333-70-07 (территория края); 273-03-00 (для г. Красноярска). Звонки на эти номера бесплатны.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее – Закон № 1541-1) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения (то есть если капитальный ремонт не был произведен до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта на момент приватизации), сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Данный вывод был сделан Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014.
В Красноярском крае региональный оператор создан распоряжением Правительства Красноярского края от 16.09.2013 № 648-р "О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края" (далее – Региональный фонд). Учредителем Регионального фонда является Красноярский край в лице Правительства Красноярского края.
Действия Правительства края по созданию Регионального фонда обоснованы ЖК РФ, Федеральным законом № 7, статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 24 Закона Красноярского края от 03.03.2011 № 12-5650 "Об управлении государственной собственностью Красноярского края", статьями 20 и 22 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края".
Кроме того, компетенция Правительства края по созданию Регионального фонда вытекает из следующих положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":
подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 относит вопросы регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
пункт 3 статьи 26.11 говорит о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3, могут создавать государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данный подход соответствует пункту 2.5 методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.07.2013 № 288, согласно которому стоимость каждой услуги и (или) работы по капитальному ремонту рекомендуется определять на основе стоимости фактически оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов данного типа за предшествующие один-три года.
Учитывая, что налоговые правоотношения и жилищные правоотношения носят различный характер, положения налогового и жилищного законодательства имеют различную терминологию, а также предполагают участие в этих правоотношениях различных субъектов права.
Необходимо обратить внимание, что Конституция РФ – это основополагающий комплексный нормативный акт, отдельные положения которого необходимо воспринимать и толковать во взаимосвязи с другими положениями.
Так, статьей 1 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является правовым государством. В статье 15 сказано, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В статье 17 Конституции РФ говорится о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В свете изложенных положений Конституции РФ неуплата гражданином взносов на капитальный ремонт может быть расценена в качестве действий, связанных с нарушением прав других лиц на жилое помещение.
Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты. Уплата указанных процентов осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Разделом IX ЖК РФ, введенным Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 271-ФЗ), регулируются отношения по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Так, согласно пункту 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (пункт 3 статьи 169 ЖК РФ).
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (статья 170 ЖК РФ).
В целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создаются специализированные некоммерческие организации (региональный оператор) в организационно-правовой форме фонда (статья 178 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 289 ГК РФ).
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру (статья 290 ГК РФ).
Жилищные правоотношения регулируются положениями ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.
При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 38 ЖК РФ).
В пункте 3 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" был сделан вывод о том, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 ЖК РФ).
Так, собственникам помещений в многоквартирных домах, в отношении которых формирование фонда капитального ремонта осуществляется на общем счете регионального оператора, направлялся договор о формировании фонда капитального ремонта, напечатанный на обратной стороне платежного документа. Данный договор считается офертой.
Согласно статье 435 ГК РФ под офертой понимается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо выражает намерение лица считать себя заключившим договор с адресатом и содержит все существенные условия договора.
При этом договор в письменной форме может быть заключен не только путем составления одного документа, подписанного сторонами, но также и, в частности, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Из буквального толкования указанных правовых норм следует, что подпись документа не является обязательным реквизитом для оферты. Иными словами, проект договора может признаваться офертой даже при отсутствии подписи лица, предлагающего заключить договор (важно лишь убедится, что он исходит от конкретного лица). Для заключения договора, в данном случае, достаточно было произвести оплату взноса на капитальный ремонт по приложенному платежному документу.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 30.06.2015, в статью 181 ЖК РФ внесены существенные изменения, коснувшиеся порядка заключения договора о формировании фонда капитального ремонта, а именно: исключено обязательное условие о заключении такого договора.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников в силу закона независимо от наличия (отсутствия) подписанного договора о формировании фонда капитального ремонта с региональным оператором.
До принятия данного Федерального закона (в том числе и на момент принятия распоряжения Правительства Красноярского края от 02.10.2013 № 717-р о назначении Авдеевой Н.И. генеральным директором Фонда) требования о необходимости назначения руководителя регионального оператора исключительно на конкурсной основе ЖК РФ не содержал.
В связи с внесением указанных изменений в ЖК РФ Законом Красноярского края от 16.12.2014 № 7-3003 "О внесении изменений в Закон края "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" статья 22 Законом Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" была дополнена пунктом 4, устанавливающим компетенцию Правительства Красноярского края на определение порядка назначения на конкурсной основе генерального директора регионального оператора.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 № 626-п утвержден Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края.
Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта".
Приложения 2 и 3 определяют рекомендуемые сроки минимальной продолжительности эффективной эксплуатации зданий и объектов.
При этом перечень работ по дому регламентируется положениями следующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы капитального ремонта:
приказ Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 250, которым утверждены Ведомственные строительные нормы. Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования. ВСН 61-89(р);
постановление Госстроя России от 21.08.2003 № 153 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений";
постановление Госстроя России от 27.09.2003 № 170 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда".
Возможность регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт при участии платежных агентов предусмотрена пунктом 15 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 6 Законом Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и (или) коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения).
Из приведенных норм следует, что региональный оператор в соответствии со своими полномочиями самостоятельно определяет способ формирования и доставки платежных документов на оплату взносов и вправе заключать договоры по передаче функций по печати и доставке платежных документов для оплаты взноса на капитальный ремонт не только с исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, но и с иными лицами.
Поскольку мероприятия по созданию новой разветвленной по краю структуры для предоставления гражданам платежных документов и приема оплаты взносов на капитальный ремонт потребуют значительных финансовых затрат, что является необоснованным и нецелесообразным, было принято решение использовать возможности уже существующих организаций, в связи с чем организован и проведен конкурс. По результатам указанного конкурса организации, имеющие опыт в начислении и сборе денежных средств на территории региона, обладающие достаточными производственными мощностями для организации оперативной работы в объемах заказываемых услуг, стали платежными агентами регионального оператора.
Такой организацией для центральных и южных территорий края было выбрано ОАО "Красноярскэнергосбыт".
ОАО "Красноярскэнергосбыт" в соответствии с заключенными договорами обязано ежемесячно:
производить предпечатную подготовку и печать платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт, начисленных региональным оператором;
производить доставку платежных документов до плательщиков;
производить прием платежей от плательщиков без взимания комиссионного вознаграждения с плательщиков-граждан (собственникам помещений не может выставляться дополнительный платеж за оплату взноса капитального ремонта);
оказывать услуги консультирования собственникам помещений;
обеспечивать безопасность и конфиденциальность персональных данных при их обработке.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" включает сведения о начислении взноса на капитальный ремонт, сумме задолженности, начисленных процентах за несвоевременную оплату в счета-квитанции по данным, предоставленным региональным оператором, доставляет их собственникам и осуществляет сбор взносов.
В счете-квитанции, помимо начислений за предоставленные ресурсы/услуги, отдельной строкой выделены:
сумма начисленного взноса на капитальный ремонт;
сумма задолженности в случае неоплаты/неполной оплаты;
сумма начисленных процентов (при несвоевременной или неполной оплате).
Соответственно, полностью оплачивая счет-квитанцию, в котором отдельной строкой выделен взнос на капитальный ремонт, собственник производит полную оплату и взноса на капитальный ремонт.
При этом следует отметить, что в платежном документе, предъявляемом ОАО "Красноярскэнергосбыт" собственникам помещений в многоквартирных домах на оплату коммунальной услуги по электроснабжению и взноса на капитальный ремонт, лицевые счета взноса на капитальный ремонт и на оплату электроснабжения разделены, что дает возможность собственникам производить назначение платежа, самостоятельно определяя размер денежных средств, вносимых в счет взноса на капитальный ремонт и оплаты электрической энергии.
Собранные средства ОАО "Красноярскэнергосбыт" ежедневно перечисляет региональному оператору, а также передает сведения по поступившим платежам в разрезе квартир. Региональным оператором средства аккумулируются на счете, открытом в Сбербанке России.
Собственник может уточнить информацию о поступлении платежа за взнос на капитальный ремонт:
по телефонам, указанным на счете-квитанции;
на абонентских участках, в межрайонных/районных отделениях;
у регионального оператора.
"3.3. Имущество Фонда формируется за счет:
1) взносов Красноярского края;
2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда;
3) других не запрещенных законом источников, в том числе кредитов и займов, привлекаемых Фондом;
4) доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда;
5) кредитов, займов, привлекаемых Фондом в целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Красноярского края;
6) доходов от предпринимательской деятельности.
3.4. Имущество Фонда используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края.
3.5. Средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда, не допускается.
3.7. Доходы от деятельности Фонда остаются в его распоряжении и направляются на цели, определенные настоящим Уставом".
Таким образом, все получаемые средства Региональный фонд обязан использовать исключительно на уставные цели.