Вопрос-ответ
  # 25-003-761 от 11.10.2025 Кудинов Артем Константинович
  
 
   Вопрос:
Здравствуйте. Я живу в Красноярске в 4 этажной хрущевке, которую обслуживает муниципальная управляющая компания "Красноярская".
Несколько лет эта МУК не могла найти дворников и уборщиц, т.к. предлагаемая им зарплата составляла 1200-2500 рублей в месяц, т.к. со слов представителей МУК, такие зарплаты исходили из утвержденного в 2016 тарифа на содержание и ремонт жилого фонда советом мкд дома и с тех пор ни разу не повышались. В настоящее время тариф на содержание и ремонт жилого фонда составляет 14.83 руб за 1 кв.м и управляющая компания проводит голосование за его повышение до 30 руб за 1 кв.м.
Таким образом, рост тарифа составит 102,29%
Хочу спросить, является ли столь резкое повышение тарифа на содержание и ремонт жилого фонда на 102.29% законным, ведь согласно 157.1 ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2024 № 3287-р (далее – Распоряжение № 3287-р) на 2025 год для субъекта РФ – Красноярский край утвержден средний по субъекту индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере:
на I полугодие 2025 года – 0 %;
на II полугодие 2025 года – 15 %.
Получается, что предельное повышение этого тарифа 15%, но никак не 102.29% ?
 Здравствуйте. Я живу в Красноярске в 4 этажной хрущевке, которую обслуживает муниципальная управляющая компания "Красноярская".
Несколько лет эта МУК не могла найти дворников и уборщиц, т.к. предлагаемая им зарплата составляла 1200-2500 рублей в месяц, т.к. со слов представителей МУК, такие зарплаты исходили из утвержденного в 2016 тарифа на содержание и ремонт жилого фонда советом мкд дома и с тех пор ни разу не повышались. В настоящее время тариф на содержание и ремонт жилого фонда составляет 14.83 руб за 1 кв.м и управляющая компания проводит голосование за его повышение до 30 руб за 1 кв.м.
Таким образом, рост тарифа составит 102,29%
Хочу спросить, является ли столь резкое повышение тарифа на содержание и ремонт жилого фонда на 102.29% законным, ведь согласно 157.1 ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2024 № 3287-р (далее – Распоряжение № 3287-р) на 2025 год для субъекта РФ – Красноярский край утвержден средний по субъекту индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере:
на I полугодие 2025 года – 0 %;
на II полугодие 2025 года – 15 %.
Получается, что предельное повышение этого тарифа 15%, но никак не 102.29% ?
  Ответ:
  
  
 
По общему правилу в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ при способе управления многоквартирным домом – управляющей организацией, размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (за исключением платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества дома – определяется исходя из установленных тарифов и нормативов (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ)).
Такая плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме;
поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Следует отметить, что на законодательном уровне не определен предельно допустимый размер платы за жилое помещение для использования при расчетах между управляющей многоквартирным домом организацией и собственниками помещений, равно как не установлено ограничений по предельному увеличению размера такой платы на ежегодном общем собрании собственников.
Учитывая отсутствие государственного регулирования стоимости размера платы за жилое помещение, определение стоимости таких услуг, включая ежегодное увеличение размера платы, осуществляется собственниками помещений самостоятельно с учетом предложений лица, осуществляющего управление таким домом.
Относительно указанной Вами нормы, предусмотренной ст. 157.1 ЖК РФ, поясняем.
На территории Красноярского края реализуются положения статьи 157.1 ЖК РФ в части недопущения роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вследствие которых, граждане вносят плату, рассчитанную по тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающих организаций, но, сниженную в соответствии с положениями норм действующего федерального и регионального законодательства.
Предельный индекс утвержден в целом по всему комплексу коммунальных услуг, без учета изменения оплаты по каждому виду услуг внутри комплекса. В комплекс коммунальных услуг входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (включая поставки бытового газа в баллонах), отопление (включая поставку твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление компенсации по предельному индексу направлено не на ограничение роста тарифов на коммунальные ресурсы, либо размера платы по какой-либо конкретной коммунальной услуги, а на ограничение роста вносимой гражданами платы по комплексу коммунальных услуг.
Таким образом, предельный индекс утвержден в целом по всему комплексу коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения в комплекс коммунальных услуг не входит, следовательно, ограничению предельным индексом не подлежит.
Дополнительно сообщаем, что за разъяснениями по вопросам, касающимся сферы ЖКХ, Вы можете обратиться в консультационно-правовой центр Красноярского края по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в рабочие дни с 9.00 до 20.00 по телефону: 8-800-333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный).
 Такая плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме;
поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Следует отметить, что на законодательном уровне не определен предельно допустимый размер платы за жилое помещение для использования при расчетах между управляющей многоквартирным домом организацией и собственниками помещений, равно как не установлено ограничений по предельному увеличению размера такой платы на ежегодном общем собрании собственников.
Учитывая отсутствие государственного регулирования стоимости размера платы за жилое помещение, определение стоимости таких услуг, включая ежегодное увеличение размера платы, осуществляется собственниками помещений самостоятельно с учетом предложений лица, осуществляющего управление таким домом.
Относительно указанной Вами нормы, предусмотренной ст. 157.1 ЖК РФ, поясняем.
На территории Красноярского края реализуются положения статьи 157.1 ЖК РФ в части недопущения роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вследствие которых, граждане вносят плату, рассчитанную по тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающих организаций, но, сниженную в соответствии с положениями норм действующего федерального и регионального законодательства.
Предельный индекс утвержден в целом по всему комплексу коммунальных услуг, без учета изменения оплаты по каждому виду услуг внутри комплекса. В комплекс коммунальных услуг входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (включая поставки бытового газа в баллонах), отопление (включая поставку твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление компенсации по предельному индексу направлено не на ограничение роста тарифов на коммунальные ресурсы, либо размера платы по какой-либо конкретной коммунальной услуги, а на ограничение роста вносимой гражданами платы по комплексу коммунальных услуг.
Таким образом, предельный индекс утвержден в целом по всему комплексу коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения в комплекс коммунальных услуг не входит, следовательно, ограничению предельным индексом не подлежит.
Дополнительно сообщаем, что за разъяснениями по вопросам, касающимся сферы ЖКХ, Вы можете обратиться в консультационно-правовой центр Красноярского края по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в рабочие дни с 9.00 до 20.00 по телефону: 8-800-333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный).

 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        

 
         
   



